Эффективная работа с 3ds max 7.5

       

Создаем сетки кусков Безье и NURBS-поверхности


Сетки кусков (Patch Grids) Безье — это поверхности, сформированные из треугольных или четырехугольных кусков (patches). Каждый кусок Безье состоит из четырехугольной или треугольной рамки (framework), построенной из сплайнов Безье, и поверхности (surface), заключенной в пределы этой рамки и представляющей собой просто-напросто фрагмент полигональной сетки. Изначально такие куски создаются как плоские, но могут быть преобразованы в трехмерные за счет манипулирования вершинами (vertices), расположенными по углам куска, и исходящими из этих вершин касательными векторами (vectors) с маркерами (handles) на концах. Эти касательные векторы и их влияние на форму сплайнов, составляющих рамку куска, совершенно аналогичны касательным векторам обычных двумерных сплайнов, с которыми вам предстоит познакомиться в следующей главе. Внутренние вершины и ребра куска Безье недоступны ни для выделения, ни для редактирования. Таким образом, удобство использования кусков состоит именно в том, что с помощью всего лишь четырех угловых вершин можно полностью управлять формой фрагмента сетки, включающего по умолчанию, как вы увидите чуть ниже, 49 вершин.

В версиях программы, предшествовавших mах 4, куски Безье снабжались еще решетками деформации (lattice), представлявшими собой окружающий кусок каркас из управляющих вершин и отрезков прямых, соединяющих эти вершины. В mах 7.5 решетки деформации не отображаются, так как касательные векторы угловых вершин обеспечивают полный контроль над формой куска. Причина, по которой приходится все же помнить о наличии управляющей решетки, станет понятной далее, в разделе «Превращение объектов mах 7.5 в сетку кусков или NURBS-поверхность».

Для модификации формы куска к нему следует применить модификатор Edit Patch (Правка куска) или преобразовать его к типу Editable Patch (Редактируемый кусок). С помощью этого же модификатора отдельные куски Безье можно скреплять друг с другом для наращивания площади сетки.

NURBS-поверхности (NURBS Surfaces) — это поверхности, форма которых описывается математическими выражениями — неоднородными рациональными В-сплайнами (Non-Uniform Rational B-Splines — NURBS). Такие поверхности, являющиеся всего-навсего конструкционным материалом для создания объектов сложной формы, изначально также создаются как плоские, а затем их форма изменяется на этапе модификации. Отдельные фрагменты NURBS-поверхностей можно прикреплять друг к другу для наращивания общей площади.

Различают два типа NURBS-поверхностей:

точечная поверхность (point surface) проходит через все опорные точки, заданные в трехмерном пространстве;

CV-поверхность (CV surface) плавно огибает все опорные точки, заданные в трехмерном пространстве и называемые управляющими вершинами (Control Vertices - CV).

В этой главе мы только научимся создавать сетки кусков Безье и NURBS-no-иерхности, а с методами и приемами редактирования их формы познакомимся в главах 9, «Осваиваем секреты моделирования», и 10, «Продолжаем постигать секреты NURBS-моделирования».



Содержание раздела