Эффективная работа с 3ds max 7.5

       

Заставляем дрова в камине гореть ярким пламенем


Если новогодняя елка «загоралась» иносказательно, то в этом упражнении нам предстоит создать анимацию пламени горящих в камине дров, да так, чтобы этот огонь выглядел «как настоящий». В ходе выполнения упражнения мы, помимо пламени, произведем анимацию материала поленьев и карты неоднородностей, проецируемой источником света, а также узнаем, как заставить тени слегка приплясывать.

Для анимации огня камина выполните следующие действия:

1. Откройте имеющийся у вас файл MAX-kafe22.max или загрузите файл МАХ-kafe22.max, находящийся в папке Scenes\Glava_15 компакт-диска, прилагающегося к книге. Этот файл содержит настроенный в предыдущей главе эффект горения поленьев. Сохраните файл под именем MAX-kafe (gorenie).max.

2.   Сначала выполним анимацию собственно пламени. Раскройте окно диалога Environment (Внешняя среда), выполнив команду основного меню Rendering > Environment (Визуализация > Внешняя среда). Щелкните на строке Fog (Туман) и сбросьте флажок Active (Активен), чтобы упростить процесс визуализации. Затем щелкните на строке Fire Effect (Горение) в списке Effects (Эффекты) окна и прокрутите область свитков вверх, чтобы стали видны параметры пламени.

3.   Параметры, управляющие анимацией пламени, находятся в разделе Motion (Движение). Их всего два: Phase (Фаза) — задает частоту мерцания вспышек пламени; Drift (Дрейф) — задает скорость разрастания пламени. Для открытого огня, вроде пламени горящих дров или свечи, параметр Phase (Фаза) рекомендуется устанавливать не слишком большим, скажем, 50-70 на 100 кадров, иначе мелькание языков огня будет слишком частым. Величину дрейфа, напротив, рекомендуется делать побольше, порядка нескольких сотен, чтобы пламя рвалось вверх. Для выполнения анимации горения щелкните на кнопке Auto Key (Автоключ). В кадре № 0 установите нулевые или близкие к нулю значения обоих параметров, фазы и дрейфа. Затем перейдите к кадру № 100 и установите в счетчике Phase (Фаза) значение 60, а в счетчике Drift (Дрейф) — скажем, 200. Выключите режим анимации. Точных рецептов нет: нужно выполнить пробную визуализацию и, если вид пламени вас не устроит, поменять значения параметров и визуализировать изображение снова.




4.    Опыт показывает, что использованное нами в предыдущей главе значение параметра Density (Плотность) пламени, равное 60, подходит для визуализации отдельного статичного кадра, но оказывается чрезмерным при визуализации анимации языков огня. Уменьшим это значение, скажем, до 30. Чтобы эффект горения был более выразителен, уменьшите общий уровень освещенности в помещении кафе. Например, выключите все осветители, кроме трех: одного Всенаправленного, изображающего лампу на стене, противоположной камину (Omni01), и двух (Omni02 и Отп03) — в роли ламп на стене, к которой прилегает камин. Свет этих двух ламп не будет попадать в топку камина и не ослабит эффект пламени. Разумеется, необходимо также оставить включенным осветитель, расположенный внутри топки и призванный имитировать свет от пламени. Кстати, его яркость (параметр Multiplier) имеет смысл увеличить, скажем, до 6, учитывая не слишком светлый оранжевый оттенок цвета.
5.   Выполните пробную визуализацию анимации. К сожалению, по отдельным кадрам, подобным изображению на рис. 16.54, никак нельзя составить впечатления о качестве горения. Оценить его, можно только просматривая анимацию в динамике. В итоге отладка этого эффекта при недостатке опыта может оказаться довольно мучительным процессом.

Рис. 16.54. Свет в помещении притушен, чтобы лучше были видны горящие дрова в камине
6.   Впрочем, нам нужно двигаться дальше. Перейдем к анимации материала поленьев. Анимируемым параметром здесь также явится фаза, только это будет фаза неоднородности цветов градиента и фаза карты случайных неоднородностей, включенной в состав ячеистой карты, которая, в свою очередь, входит в состав карты градиента... (вспомните главу 13). Откройте окно Редактора материалов и активизируйте ячейку с образцом материала под названием Goriachie ugli. Щелкните на кнопке с буквой М справа от образца цвета Diffuse (Диффузный). Появятся свитки параметров карты градиента. В разделе Noise (Неоднородности) свитка Gradient Parameters (Параметры градиента) имеется счетчик Phase (Фаза). По умолчанию в нем установлено значение 0. Включите режим автоматической анимации, перейдите к кадру № 100 и установите в этом счетчике значение 60. Выключите режим анимации.



ЗАМЕЧАНИЕ
Только не перепутайте раздел Noise (Неоднородности) свитка Gradient Parameters (Параметры градиента) и свиток Noise (Неоднородности), который также имеется у карты текстуры градиента. Настройки раздела Noise (Неоднородности) делают неоднородными цвета, создающие градиент, а настройки свитка Noise (Неоднородности) ведут к искажению всей картины градиента в целом.
<


7.   Щелкните в свитке Gradient Parameters (Параметры градиента) на кнопке с надписью Map # 1 (Cellular) (Карта № 1 (Ячеистая)). В появившемся свитке параметров ячеистой карты щелкните на кнопке Map # 2 (Noise) (Карта № 2 (Неоднородности)). В очередном свитке Noise Parameters (Параметры неоднородностей) снова найдите счетчик Phase (Фаза). Включите режим анимации, перейдите к кадру № 100 и установите в этом счетчике значение 40, чтобы обеспечить мерцание ячеек текстуры. Выключите режим анимации. Можете протестировать качество мерцания материала, медленно перетаскивая ползунок таймера и наблюдая за образцом в ячейке Редактора материалов.
8.   Теперь следует настроить анимацию карты неоднородностей, которая назначена осветителю, играющему роль света пламени. Эти пятна будут проецироваться в процессе анимации на стенки топки, пол и стены кафе, создавая впечатление мерцания открытого огня. Выделите источник света Omni05. На командной панели Modify (Изменить) в свитке Projector Parameters (Параметры проектора) этого осветителя на единственной кнопке должна читаться надпись Map #... (Noise) (Карта №... (Неоднородности)). Подобную карту мы применили к этому осветителю в главе 11. Для настройки ее анимации просто перетащите имя карты с кнопки панели Modify (Изменить) в свободную ячейку Редактора материалов, если это еще не сделано до сих пор. Выберите вариант Instance (Образец) в качестве типа дубликата карты, чтобы все изменения, сделанные в Редакторе материалов, автоматически сказывались на карте источника света. Активизируйте ячейку образца карты. В свитке Noise Parameters (Параметры неоднородностей) найдите все тот же счетчик Phase (Фаза). Включите режим анимации, перейдите к кадру № 100 и установите в счетчике значение 40. Частота мерцания пятен должна быть примерно согласована с частотой мерцания материала поленьев и языков пламени. В качестве размера пятен укажите в счетчике Size (Размер) также число 40.
9.   Остается только заставить подергиваться источник света, чтобы отбрасываемые им тени немного плясали, как это бывает вблизи реального огня. Чтобы этого добиться, нужно применить к осветителю модификатор Noise (Неоднородности). Вы уже имели опыт работы с этим модификатором, но, возможно, не подозревали, что его можно применять к источникам света. Итак, выделите осветитель Omni05, раскройте список модификаторов на командной панели Modify (Изменить) и щелкните на строке Noise (Неоднородности). Настройте параметры модификатора в появившемся свитке. Установите Scale (Масштаб) = 10, а в разделе Strength (Амплитуда) задайте значение 15 в каждом из трех счетчиков X, Y и Z. Учитывая размеры топки камина, этого будет достаточно. Теперь настал черед анимации этого модификатора. В разделе Animation (Анимация) свитка параметров модификатора неоднородностей установите флажок Animate Noise (Анимация неоднородностей). Включите режим анимации, перейдите к кадру № 100 и введите значение 60 в магический счетчик Phase (Фаза). Переключите окно проекции в режим каркасного отображения и перетащите влево-вправо ползунок таймера анимации. Вы увидите, как источник света в топке камина покачивается и слегка подпрыгивает.


10. Теперь, когда вся подготовительная работа проделана, произведите визуализацию анимации горения. У вас должно получиться нечто, напоминающее анимацию MAX-kafe (gorenie).avi, которая имеется в папке Animations\Glava_16 компакт-диска, прилагающегося к книге. При необходимости можете загрузить файл описания сцены, по которой выполнена визуализация этой анимации. Такой файл с именем MAX-kafe (gorenie).max находится в папке Scenes\Glava_16 того же компакт-диска.
Каждый раз, когда создается ключ анимации, подвергаемому анимации параметру объекта автоматически назначается тот или иной тип контроллера. Инструменты строки треков позволяют настраивать параметры контроллера анимации в окне справки о ключах, но не дают возможности изменять тип контроллера. Эту возможность, а также полный набор средств настройки анимации предоставляет окно диалога Track View (Просмотр треков).

Содержание раздела