в учебных целях выполним визуализацию
По замыслу сцена «МАХ-кафе» должна визуализироваться на фоне серо-голубого зимнего неба. Однако в учебных целях выполним визуализацию на фоне фотографического изображения реального заката солнца. В предыдущей главе, работая над материалом для окна кафе «МАХ», мы говорили о необходимости использовать в подобном случае растровый файл с изображением заката в качестве текстуры зеркального отражения оконного стекла. Тот же файл следует применить и в качестве текстуры фона.
Итак, чтобы визуализировать сцену «МАХ-кафе» на фоне заходящего солнца, выполните следующие действия:
1. Загрузите сцену из ранее сохраненного вами файла MAX-kafe17.max. При необходимости нужную сцену со всеми материалами можно найти в папке Scenes\ Glava_15 компакт-диска, прилагающегося к книге, где она хранится под именем МАХ-кафе 17.max. Сохраните сцену с инкрементированием имени файла.
2. Раскройте окна диалога Environment and Effects (Внешняя среда и эффекты) и Material Editor (Редактора материалов). Щелкните на кнопке Environment Map (Карта текстуры фона) в разделе Background (Природный фон) на вкладке Environment (Внешняя среда) окна диалога Environment and Effects (Внешняя среда и эффекты). В появившемся окне Materila/Map Browser (Просмотр материалов и карт текстур) дважды щелкните на строке карты типа Bitmap (Растровая карта). Наименование типа карты появится на кнопке Environment Map (Карта текстуры фона) и одновременно появится окно диалога Select Bitmap Image File (Выбор файла растровой текстуры), позволяющее выбрать файл растровой текстуры. Выберите тот файл с фотографией заката, который использовали для имитации отражений в оконном стекле. Я использовал для этих целей файл Sunset.tga, который можно найти в панке Maps\Backgrnd компакт-диска, прилагающегося к книге. Щелкните на кнопке Environment Map (Карта текстуры фона), перетащите курсор в свободную ячейку Редактора материалов и отпустите кнопку мыши, создав дубликат-образец текстуры. Назовите текстуру Bagroviy zakat. На рис. 15.38 показан вид выбранной фотографии заката в окне увеличителя.
Рис. 15.38. Изображение драматического багрового неба на закате солнца выбрано в качестве фона сцены «МАХ-кафе»
3. Сделайте выбранный фон видимым в окне проекции max 7.5. Для этого выполните команду главного меню Views > Viewport Background (Проекции > Фон окна проекции). В появившемся окне диалога Viewport Background (Фон окна проекции) установите флажки Use Environment Background (Использовать фон внешней среды) и Display Background (Показывать фон). Выделите объект Camera01 (Камера01) и установите для этой камеры флажок Show Horizon (Показать горизонт) в свитке параметров камеры на командной панели. Вид сцены в окне проекции Camera01 (Камера01) на данный момент показан на рис. 15.39. Как видно, линии горизонта сцены и фонового изображения явно не совпадают. У фотографии горизонт проходит вдоль нижнего обреза изображения, а у сцены в данном окне проекции — почти посередине окна.
Рис. 15.39. Вид сцены в окне проекции Camera01 показывает несовпадение линий горизонта фона и сцены
4. Настройте параметры растровой текстуры для согласования перспективы фона и сцены. Так как в окне проекции Camera01 (Камера01) видна только небольшая часть фотографии неба (примерно одна четвертая), можно выполнить такое согласование простым смещением растровой карты. В свитке Coordinates (Координаты) текстуры Bagroviy zakat начните постепенно увеличивать значение в счетчике группы Offset (Смещение), относящемся к оси V. Наблюдайте за смещением линии горизонта фона вверх, при этом «выталкиваемая» за пределы верха окна часть растровой карты будет отображаться в его нижней части (рис. 15.40). На мой взгляд, величины смещения около 0,42 будет вполне достаточно.
Рис. 15.40. Изображение фона в окне проекции Camera01 смещено вверх на 0,42 по оси V
5. Теперь можно дополнительно сместить изображение по горизонтали, чтобы в левой верхней части окна проекции, где фон не будет заслонен объектами сцены, наблюдалась наиболее выразительная, богатая деталями часть фотографии. Для этого увеличивайте значение в счетчике группы Offset (Смещение), относящемся к оси U, наблюдая за обновляемой картиной фона в окне проекции. Мне показалось, что неплохо подойдет значение смещения в районе 0,53-0,55 (рис. 15.41).
Рис. 15.41. Изображение фона в окне проекции Camera01 смещено по горизонтали (по оси U) на 0,53
6. Скройте из вида снежные валики па фундаменте и ступеньке кафе. Примените к основанию сцены материал, имитирующий текстуру асфальта. При необходимости вы можете найти подходящий материал с именем Asfalt в библиотеке MAX-kafe.mat. Выполните визуализацию изображения в окне проекции Camera01 (Камера01). Теперь это изображение, показанное на рис. 15.42, отличает от картины, приведенной на рис. 1.19 первой главы, только отсутствие тумана и сияющего ореола вокруг букв вывески, но этим мы займемся чуть позже. В заключение сохраните сцену под измененным в начале работы именем.
Рис. 15.42. Сцена «МАХ-кафе» визуализирована на фоне фотографии заката