Эффективная работа с 3ds max 7.5


         

Заставляем свет отбрасывать тени и настраиваем их параметры


Отсутствие теней от освещенных объектов является фактором, резко снижающим достоверность изображения. Наши глаза с детства привыкли к тому, что освещенные объекты должны давать тень, поэтому отсутствие теней сразу замечается. Продолжите предыдущее упражнение, чтобы освоить настройку теней.

1. Чтобы объекты, освещаемые настраиваемым осветителем, начали отбрасывать тени, в простейшем случае требуется лишь установить флажок On (Вкл.) в разделе Shadows (Тени) свитка General Parameters (Общие параметры). Установите флажок и выполните визуализацию сцены в окне проекции Perspective (Перспектива). Результат должен быть примерно таким, как на рис. 11.13. Казалось бы, ну что такое тень в реальной жизни: просто место, куда не попадают лучи света от данного осветителя. Однако в реальности теневые участки могут дополнительно подсвечиваться лучами этого же источника света, переотраженными от других предметов окружающей обстановки. Тень от этого может становиться прозрачнее или приобретать цветовой оттенок. Так как при обычной простейшей визуализации, которую мы сейчас рассматриваем, эффект переотражения лучей в max 7.5 не воспроизводится, для улучшения качества теней они снабжены массой различных параметров, таких как тип тени, ее цвет, плотность и т. п. Тип тени выбирается в раскрывающемся списке раздела Shadows (Тени) в свитке General Parameters (Общие параметры), а остальные параметры располагаются в отдельном свитке Shadow Parameters (Параметры тени), показанном на рис. 11.14. Кроме того, дополнительные параметры появляются в свитках, названия и состав элементов управления которых меняются в зависимости от выбранного типа тени.

Рис. 11.13. Теперь, когда появились тени, сцена выглядит гораздо естественнее

Рис. 11.14. Свиток Shadow Parameters позволяет настраивать параметры теней, отбрасываемых выделенным осветителем

2.   Для большинства осветителей но умолчанию в раскрывающемся списке раздела Shadows (Тени) в свитке General Parameters (Общие параметры) выбираются тени типа Shadow Map (Карта теней). Исключение составляют осветители, для которых выбирается вариант Ray Traced Shadows (Трассированные тени). Особенности этого варианта будут рассмотрены ниже. Тени типа Shadow Map (Карта теней) рассчитываются как центральные проекции освещаемых объектов из точки расположения осветителя на затеняемые поверхности сцены. Метод карт теней позволяет быстро строить тени с мягкими, слегка размытыми краями. Чтобы рассмотреть особенности теней данного типа, увеличьте изображение в окне проекции Perspective (Перспектива), чтобы ближний к зрителю настенный светильник занимал почти все окно, и выполните визуализацию изображения. Как видно на рис. 11.15, тень светильника на стене действительно имеет мягкие, размытые края. Основным параметром тени типа Shadow Map (Карта теней) является размер карты теней, от которого зависит, насколько детально будут прорисованы границы теневой области. Этот параметр задается счетчиком Size (Размер) в свитке Shadow Map Parameters (Параметры карты теней). По умолчанию этот размер выбирается равным 512, что означает разбиение картинки при расчете карты тени на 512x512 элементарных участков. Если значение размера карты уменьшить, скажем, до 256, четкость краев тени снижается, как видно на рис. 11.15, справа. Соответственно, при увеличении параметра четкость границ возрастает, но увеличивается и время визуализации картинки.



Содержание  Назад  Вперед