Учимся имитировать
В этом упражнении мы постараемся освоить несколько новых текстурных карт, отличающихся от растровых, без которых невозможно сформировать реалистичные изображения зеркал или объектов из стекла. Как уже было показано выше, простое повышение степени прозрачности материала оказывается явно недостаточным для имитации стеклянных объектов. При этом не воспроизводятся такие эффекты, как уменьшение (спад) прозрачности по краям стеклянных сосудов, где удлиняется путь луча света через толщу материала, а также зеркальные отражения окружающих предметов на поверхности стекла. Для имитации этих эффектов служат карты текстур Falloff (Спад), Reflect/Refract (Отражение/Преломление) и Raytrace (Трассируемая). Для применения этих текстурных карт в составе материалов «МАХ-кафе» выполните следующие действия:
1. Продолжите работу над сценой «МАХ-кафе» или заново загрузите ее в программу max 7.5 (нужную сцену можно найти в файле MAX-kafe14.max, хранящемся в папке Scenes\Glava_14 компакт-диска, прилагающегося к книге). Сохраните сцену с инкрементированием имени файла.
2. Сначала займемся доработкой материала, назначенного стеклянным бокалам. Активизируйте ячейку Редактора материалов, содержащую образец материала Steklo. Разверните свиток Maps (Карты текстур) и щелкните на длинной кнопке с надписью None (Отсутствует) справа от параметра Opacity (Непрозрачность).В окне просмотра материалов и карт текстур дважды щелкните на строке Falloff (Спад). Произойдет возврат в Редактор материалов, где появится свиток параметров карты текстуры спада непрозрачности. По умолчанию непрозрачность карты возрастает по мере отклонения нормалей граней объекта от направления наблюдения, за которое принимается направление линии визирования съемочной камеры. Грани, нормали которых ориентированы строго на наблюдателя или строго от наблюдателя, имеют наибольшую прозрачность, а грани, нормали которых перпендикулярны направлению наблюдения, — нулевую прозрачность. Оставьте неизменными исходные значения всех параметров карты непрозрачности и вернитесь на уровень работы с материалом, щелкнув на кнопке Go to Parent (Перейти к составному материалу).
3. Теперь щелкните в свитке Maps ( Карты текстур) на длинной кнопке с надписью None (Отсутствует) справа от параметра Reflection (Зеркальное отражение). Выберите карту текстур отражения и преломления, для чего в окне просмотра материалов и карт текстур дважды щелкните на строке Reflect/Refract (Отражение/Преломление). В свитке Reflect/Refract Parameters (Параметры отражения/преломления) сбросьте флажок Use Environment Map (Использовать карту текстуры окружающей среды), иначе max 7.5 будет формировать зеркальное отражение в материале не только окружающих предметов, но и растровой текстуры, изображающей фон сцены. Нам это не нужно: ведь бокалы находятся в закрытом помещении. Для остальных параметров оставьте их исходные значения. Вернитесь на уровень работы с материалом и уменьшите долю вклада карты в счетчике Amount (Доля вклада) до 40. На рис. 14.80 показан вид полученного стеклянного материала в окне увеличителя. Сохраните доработанный материал в библиотеке MAX-kafe.mat под тем же именем Steklo и выполните пробную визуализацию сцены в окне проекции Са-тега03 (Камера03). Результат применения материала на основе карт текстур спада непрозрачности и отражения/преломления к бокалам сцены «МАХ-кафе» был показан ранее на рис.14.10 и 14.23.
Рис. 14.80. Образец материала Steklo после применения карт текстур спада непрозрачности и отражения/преломления
4. Пора заняться материалом для стекла зеркала, висящего на стене кафе «МАХ». Активизируйте очередную свободную ячейку Редактора материалов и назовите новый материал Zerkalnoe steklo. Выберите в раскрывающемся списке свитка Shader Basic Parameters (Базовые параметры раскраски) вариант раскраски Metal (Металл). В свитке Metal Basic Parameters (Базовые параметры металлической раскраски) настройте следующие значения основных цветов материала: Ambient (Подсветка) — (252; 252; 252), почти белый; Diffuse (Диффузный) — (255; 255; 255), чисто-белый. Создайте очень яркий, точечный зеркальный блик, имитирующий блеск хорошо отполированного стекла: Specular Level (Сила блеска) - 100; Glossiness (Глянцевитость) = 95. Величины всех остальных параметров материала, включая стопроцентную непрозрачность, оставьте равными их исходным значениям.
5. Разверните свиток Maps (Карты текстур) и щелкните на длинной кнопке с надписью None (Отсутствует) справа от параметра Reflection (Зеркальное отражение). Выберите трассируемую карту текстуры, для чего в окне просмотра материалов и карт текстур дважды щелкните на строке Raytrace (Трассируемая). В свитке Raytracer Parameters (Параметры трассировщика) установите переключатель Trace Mode (Режим трассировки), который по умолчанию находится в положении Auto Detect (Автоопределение), в положение Reflection (Отражение). Все остальные параметры оставьте в исходных состояниях. Сохраните материал в текущей библиотеке и примените его к объекту Zerkalo. Выполните пробную визуализацию сцены в окне проекции Camera02 (Камера02). Результат должен быть подобен изображению, показанному на рис. 1.21 первой главы. Сохраните сцену под измененным в начале упражнения именем.
ЗАМЕЧАНИЕ Добавление в состав материалов многочисленных карт отражения/преломления и трассировки сильно тормозит визуализацию. |
Это все, что мы должны были отработать применительно к стандартным материалам на основе текстурных карт. Последнее, что нам осталось опробовать на практике в рамках данной главы, — это создание многокомпонентных материалов.